?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Турция – Сирия – Ливан – Иордания, отчет. 2-я часть
road_movies


 

Продолжение моих злоключений. Два замка, сирийско-ливанская граница и ночной Ливан.

 
1-я часть отчета
4-й день, понедельник, 24 мая. Qala’at Marqab – Krak de Shevalie – Tripoli – Jbail (Byblos)






Qala'at Marqab
Проснулся. В ожидании открытия замка позавтракал у входа. Пришел служитель древностей, открыл замок и впустил меня. Вход 150 фунтов взрослый и 10 фунтов по ISIC. 10 фунтов – это 20 центов, то есть ничего. Поэтому даже такой известный специалист по нелегальному проникновению на объекты как я, решил не париться и заплатить. Если ISIC нет, а платить запрещает религия, можно бесплатно залезть в замок с задней стороны. Но это потребует некоторой решительности и сноровки.




 

Qala’at Marqab прекрасен (Qala’at – это замок по-арабски). В нем чувствуется дух настоящей истории, почти никакой коммерции. Мне он очень понравился. Если любите замки, не стоит ограничиваться в Сирии одним Крак де Шевалье. На Qala’at Marqab достаточно 2 часа.















 


После осмотра замка я решил ехать автостопом в замок Крак де Шевалье. Спустился с горы, на которой стоял замок.




 

Единственный член персонала маленького кафе возле Qala’at Marqab.





Спрашивал у народа, где находится автостанция. Мне указали на маршрутку. Она за 10 фунтов довезла на автовокзал. Там сразу показали маршрутку на Тартус.





 

Дети в маршрутке.

 


 

Поначалу в Сирии автостоп у меня не очень получался, потому что постоянно из ниоткуда возникали дешевые маршрутки. Было просто лень выходить на позицию и стопить дальше. Но немного попозже я освоился и стал перемещаться уже почти исключительно стопом. Иорданию и второй заход в Сирию — все проехал автостопом. Если есть желание ездить исключительно общественным транспортом, то в этом регионе все очень просто, быстро и относительно дешево. Исключение – нестандартные места вдали от проторенных путей. Например, Восточную Сирию (замки и руины вдоль Евфрата) общественным транспортом проехать довольно тяжело.

Сел в маршрутку до Тартуса (30 фунтов). Еще раньше, в Алеппо, в информационном центре для туристов я набрал карт различных регионов Сирии. Хорошо подходят для автостопа. Решил в Тартус не заезжать, выйти на трассе за 5 км до Тартуса и ловить машину до поворота на Крак де Шевалье.




 

Дерзкий водитель маршрутки Баньяс - Тартус.



 

В микроавтобусе ко мне обратился один из пассажиров.
— Я хочу посмотреть твой паспорт.
— А кто ты такой?
— Полицейский.
— Потом покажу.

Водитель сказал полицейскому, что можно будет проверить паспорт на автовокзале. Скорее всего, это был настоящий полицейский, но в сотый раз проверить отсутствие виз Израиля ему не удалось. Я остановил микроавтобус за 5 км до Тартуса, вышел на трассу.





Скромный памятник, воздвигнутый сирийским народом своему отцу и благодетелю — Президенту Башару Асаду.





Постоял на трассе минут 15, никто не останавливался. В итоге остановился микроавтобус. Спрашиваю:

— Едете в Хомс?
— Да.
На самом деле ни в какой Хомс он не ехал, просто привез меня на автовокзал в Тартусе и показал – вот автобус на Хомс. Таким образом, увез меня с отличной позиции. Такое происходит в Сирии постоянно, потом я научился это предупреждать. Надо всем говорить: ла гараж, ла баас. Ана бадех тарик! Стоп сияра (дословный первод: нет автостанция, нет автобус. Я хочу дорога. Останавливать машины). И, конечно, самая волшебная фраза при автостопе – бедуни фелюз (без денег). Когда садишься в машину, надо уточнять: бедуни фелюз, окей? Потенциальный деньгопрос ни за что не согласится. Сирийские люди часто действуют как водитель той маршрутки — они уясняют твою проблему, знают как ее решить, но в детали тебя не посвящают. Т.е. в Хомс я благодаря ему попаду, но не напрямую, а на двух автобусах.
Сирия и Иордания — это патерналистское общество. Здесь практически нет равноправных отношений. Всегда кто-то главнее, а кто-то зависим. Жена подчиняются мужу, дети – родителям, младшие братья – старшим. Но задача главного не жестко доминировать и экплуатировать слабого, а опекать и заботиться о нем. Ты, как путешественник, автоматически попадаешь в категорию людей, о которых надо заботиться. Поэтому здесь такой крутой автостоп. Они хотят тебе помочь. Подвезти, накормить, пригласить на ночлег. Причем им не все равно, что будет с тобой дальше. Сирийцу морально тяжело высадить тебя просто на трассе. Потому что для него ты остаешься в такой же ситуации, в какой и был — терпишь бедствие на дороге. Он норовит завезти тебя на автовокзал, усадить в проезжающий мимо автобус или хотя бы в следующую машину. Но если твоя цель была приехать, например, в Дамаск, и он тебя туда привез – водитель доволен, цель достигнута. Но, конечно, так происходит не всегда. В любом случае, надо всегда следить за своей волей, действовать в своих интересах. Умей говорить «нет», умей уходить, если надо. Не будь сладким, излишне доверчивым, не размокай. Другие люди не решают за тебя, ты сам принимаешь все свои решения и отвечаешь за них. В путешествии самое главное – это твой маршрут и твои интересы. Люди помогают тебе, это прекрасно, но они не должны становиться обузой. Мы едем дальше.
После покупки билета и дежурной проверки паспорта я сел в микроавтобус Тартус – Хомс. В салоне оказались два полезных персонажа – англоговорящая девушка и мужчина, который тоже ехал в село возле Крак де Шевалье. Мы вместе с ним вышли на повороте. Я пытался ему объяснить, что поеду автостопом. Из моих слов он понял только, что мне надо в Крак де Шевалье и что у меня нет денег. Попутчик остановил микроавтобус с двумя мутными личностями и заплатил 50 или 100 фунтов за себя и меня. Потом вышли оба пассажира, водитель повез меня на гору к замку. Приехали, я выхожу, он говорит:
— А деньги?
— Тот мужчина за меня заплатил.
— Нет, давай деньги.
У меня самая маленькая купюра была 100 фунтов ($2). Пришлось отдать. Этот нечистоплотный коммерсант порядком меня разозлил. Правда, больше у меня ни разу на выходе из машины деньги не требовали. 



 
Крак де Шевалье

 


 

Как добраться в замок Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers, он же Qala’at al-Hosn)
Местные называют замок исключительно Qala’at al-Hosn. Замок расположен в 12 км от трассы Тартус – Хомс (Tartus - Homs). На автовокзале Тартуса или Хомса надо сесть на микроавтобус Хомс-Тартус или Тартус-Хомс соответсвенно, выйти на повороте на Qala’at al-Hosn, все его знают. Там дежурят таксисты-аматоры. До замка отвезут за 100 фунтов ($2). Можно автостопом. Можно пешком, но идти надо будет в гору, это 2,5 часа минимум. В LP Middle East описан еще один секретный способ — какой-то другой маршруткой, потом час пешком, но он мной не проверен. Большинство людей ездят в Крак из Хомса. В этом городе нечего смотреть, но он ключевой транспортный узел в центре Сирии. Их Хомса также есть прямые маршрутки в Крак (каждый час, 50 фунтов, 1:30 в дороге).

Обратный путь — все в обратном порядке. Общественного транспорта из замка нет, таксистов море. Можно уехать автостопом.


 

 

 

 
Замок

Вход 150 фунтов ($3) взрослый / 10 фунтов ($0,2) по ISIC. Пролезть бесплатно для людей без суперспособностей невозможно.




 

Что сказать, это нереально красивый замок. Лучший из тех, что я видел в своей жизни. Все замки, которые я видел до этого — полная ерунда. Он как из сказки. Наверное, это один из лучших замков мира и одна из главных достопримечательностей Ближнего Востока. Если смотреть в Сирии только одно место, то надо ехать в Крак де Шевалье.




 

Я полазил в замке часа 2-3. Туристов в избытке, конечно. Понятное дело, я влюбился в это место, оставил здесь свое сердце и бла, бла, бла.














 

Вышел, пошел вниз с горы. Я хотел в этот день доехать до Ливана. Общественный транспорт до границы не ходит, оставался только автостоп. Почему нет, ведь мы можем себе это позволить!
Я шел дико голодный по сирийскому селу, никто не останавливался, и настроение мое не предвещало ничего хорошего. Состоялся привычный внутренний диалог:
— Мистер Тони (это меня арабы так называли), давай что-то делай с настроением. Такого мудака не то что никто бесплатно возить не будет, ему в пустыне песка никто не предложит.
Я зашел в мрачное кафе. Заказал сэндвич, думаю – что это за непривычный, но смутно знакомый вкус? О Боже, это же жареная картошка! Осознал, что я два года не ел жареной картошки. Задумался о своем жизненном пути, о семейных ценностях, мещанских удовольствиях. Кто мы, куда идем, трансерфинг, Коэльо, положительные аффирмации. После пит-стопа настроение немного улучшилось, и я применил проверенное средство: пофотографировал детей на улице и все пришло в норму. Как только я стал по-другому смотреть на вещи, тут же словил серию из трех машин, которые довезли меня до ливанской границы. Промежуток между машинами был не больше двух минут. Первой был пикап с очень веселым водителем и двумя его детьми. Провезли по невероятно красивой дороге километра два до своего дома. После этого сразу же нарисовалась легковушка. Мужчина ехал в Тартус. Я перед этим купил яблочный сок, попил, закрыл крышкой и положил в боковой карман рюкзака. Когда садился в машину, положил рюкзак на заднее сиденье. Через пару минут обернулся и увидел, что сок протекает и залил уже полсиденья. Быстро забрал пакет. Как-то неловко, право же. Водитель довез меня до развязки. Где именно дорога на Ливан не совсем понятно, указателей там не было. Он провез меня еще немного и высадил возле магазина. Проинструктировал торговца, чтобы тот застопил для меня машину до границы. Я подождал пару минут, и остановилась первая же машина, микроавтобус с двумя коммерсантами. Они привезли меня на сирийско-ливанскую границу. 

 
Ливанская граница и виза
Через границу я пошел пешком. Заплатил сбор за выезд из Сирии (departure tax) 550 фунтов ($12). Это болезненно, но неизбежно. Всего этот сбор я платил 3 раза. Общие сборы за посещение Сирии составили $136: $100 мультивиза и $36 за три выезда.
Сирийские пограничники посадили меня в какую-то машину до ливанской границы. Провезла недолго, ничего не платил. В общем, ничего сложного на границе нет, надо только следить, чтобы они ставили все необходимые штампы. А то я в вечер перед вылетом прочитал жизнеутверждающий отчет русского автостопщика про его путешествие по Ближнему Востоку. Ему не поставили в паспорт штамп о въезде в Ливан, и на выезде из страны задержали. Он провел 15 суток в ливанской тюрьме, пока ему не купили авиабилет домой. Такие перспективы меня не очень радовали, поэтому немного нервничал из-за этой границы.  
Перед ливанской границей меня посадили во вторую машину. Там уже было 5 человек, один с заднего сиденья пересел на переднее, чтобы я поместился. Мы приехали на ливанскую границу. В небольшой будке офицер провел со мной собеседование. Кто, откуда, зачем, какой масти. Я не провалился, отправили делать визу. Там большая очередь из арабов, полный хаос и я единственный иностранец. Специального окошка нет. Прочитал на стене, что одноразовая виза на 14 дней стоит 25000 ливанских лир ($16,6). $1 = 1500 лир. Поменял $20 в соседней будке, получил 30000 лир. Но после 30 минут толкотни в очереди визу мне поставили совершенно бесплатную визу на 30 дней! Я читал, что такие визы почему то дают именно на этом переходе. Всего есть 4 пограничных перехода между Сирией и Ливаном. Самый популярный – на трассе Дамаск – Бейрут, там визы всегда платные. Я переходил на северном переходе Aabboudiye. Есть еще другой северный переход Aarida, он недалеко от Средиземного моря.
После границы мы дружно запаковались в машину и поехали в Триполи. Ливан сильно отличается от Сирии. Страна более европейская, люди знают английский, присутствует американский капитал. Очень чувствуется, что это бывшая французская колония. Ливан немного стремный, весь в ожидании новой войны. Везде блок-посты, проверки документов, БТРы, очень много солдат, укреплений, колючей проволоки. Чувствуется напряжение и милитаристская паранойя.
 
Триполи






Приехали в Триполи, водитель высадил всех в центре возле Clock Tower. Я то думал, что это был дерзкий автостоп, сказал спасибо и уже собирался сваливать, но тут остальные пассажиры стали по очереди давать водителю деньги. Водитель посмотрел на меня. Я посмотрел ему в глаза. Выхватил свой кольт. Роковой выстрел, и вот я уже убегаю от погони по незнакомым кварталам. Вот так неуместная меркантильность может стоить жизни.

Ладно, все было не так. Я увидел, что местные дают по 150 сирийских фунтов ($3). У меня уже были только ливанские лиры. Я дал водителю 5000 лир ($3,3), он не возражал.





 

Весь Триполи был завешан политической рекламой. Бородатые воины ислама приветствовали гостей города со всех стен и балконов. Так было только в северном регионе страны, потому что там скоро должны были пройти выборы в органы местной власти. В остальных регионах Ливана выборы уже прошли.






 

Первое, что бросилось в глаза – огромное количество флагов стран-участников будущего Чемпионата Мира по футболу. До начала Чемпионата оставалось 2 недели, но в Ливане каждая третья машина ездила с флагом команды, которую поддерживает водитель. Самой популярной была, конечно, Бразилия, потом Аргентина, Испания, пару раз Англия, Германия, Италия и даже Франция (если бы они знали). На улицах много лотков, продающих флаги.



 


Ливан — именно такой, как тебе говорила твоя мама. Здесь даже дети не выходят из дома без ствола. Мальчик охраняет магазин отца от мародеров. В Триполи выживает тот, у кого острее зубы и быстрее реакция. По данным исследования канадских ученых, только каждый третий ливанский подросток доживает до совершеннолетия.



В Триполи есть замок (Цитадель), Clock Tower, естественно, мечеть. Достопримечательностей немного. Цитадель уже была закрыта. LP сообщил мне, что самая дешевая гостиница в Триполи стоит жалкие $100. Так как я не привык останавливаться в таких плебейских апартаментах, начал искать место, где бы приткнуть палатку. Но в центре города это не очень просто. Поскитался, подумал о своей горькой судьбе, и решил сваливать из города-сказки. В 300 метрах от Clock Tower есть остановка автобусов в Бейрут. Отходят по мере заполнения, ходят часто. Я сел в районе 21:00, и следующие автобусы уже ждали своей очереди. Я сел в автобус на Бейрут и вышел в городе Jbail (Byblos), чтобы посмотреть древние руины Byblos. Проезд стоил 1000 лир ($0,6), ехать 40 км. В ливанских автобусах все вальяжно курят в салоне, это был сильный стресс для меня. Я читал, что такое есть в Индонезии, но от Ливана не ожидал.

 
Библос
Уже было поздно, цель была одна – найти место, где провести черничную ночь. Но это был тоже большой город, парков не наблюдалось. Сначала рассматривал вариант с пустырем, заросшим пальмами и колючками, но место было не очень жизнерадостное. Дошел до развалин, увидел возле них заброшенный дом (ну, это мне ночью так показалось, что он заброшенный). Поставил палатку во дворе дома, в глухом тупике. С улицы меня не было видно, и никто в этот угол не должен был заходить. Залез в палатку. Мысль о том, что я сэкономил $100 за отель, грела мое черствое сердце. Утром меня ждали сюрпризы и легкий криминал, но это уже совсем другая история.
О, да. У меня есть мечта. Каждый раз, когда ушлый журналист заканчивает очередную статью словами «но это уже совсем другая история», и нажимает в Ворде кнопку «сохранить», в компьютере должно автоматически срабатывать взрывное устройство.
О том, как я попал в ловушку из колючек, добрался до Бейрута и встретил голубоглазую Матильду, читайте в следующей части.
 
Люди Дамаска. 1-я часть
Люди Дамаска. 2-я часть
 

  • 1
Я в Дамаске заночевал в сквере через дорогу от центрального городского парка. Никто не тронул, но разбудили меня в 7 утра толпы студентов соседней академии бегающие кросс вокруг моей палатки.

чьойрт, в лівані не був. залишив до наступного разу :)

а з краком тобі повезло. погода хороша. і туристів майже нема :) я попав в крак в пятницю, коли в Сирії вихідний. там ппц шо творилось. через то в мене не такі позитивні враження. ну і загажений той крак шокапєц :(

можеш книгу спогадів писати

интересный отчет!
жду следующую часть)

Буду ждать следующую часть :).

Спасибо! Мне понравилось!

Очень даже интересно. Пользуясь случаем, никто не знает хороший ресурс по туризму, путешествиям в жж?

  • 1