Previous Entry Share Flag Next Entry

5-й день. 14 октября, среда

Stockholm

Начало отчета

Десантировался рано утром в Стокгольме на Central Station - там и автобусы, и поезда. У меня было такое ощущение, что после всего, что я делал ночью со своими двумя сиденьями, я должен буду на них жениться. Поспал неплохо.
Взял на вокзале бесплатные карты Стокгольма и, почему-то Таллинна, пошел пешком домой к своему хосту. Он ждал меня к восьми. Сдержанный шведский парень с рыбацким именем Улов сейчас ищет работу. Он очень хорошо знает русский, потому что работал два года в Самаре. Улов - футбольный маньяк, иногда работает судьей во второй шведской лиге. У шведа Улова в квартире уже были 3 девочки - каучсерферы из Мадрида, Барселоны и Рима, и со всеми ними я – простой парень с Лесного массива. Девочки учатся по программе Эразмус в Оденсе, Дания, приехали, как и я, посмотреть солнечный Стокгольм. В то утро я увидел первый в году снег. У Улова дома настоящий перевалочный пункт, почти каждый день гости, поэтому прием путешественников поставлен на поток. Он сидит дома в инете и никуда не ходит, потому что нет ни денег, ни работы, зато есть куча неоплаченных счетов.
Я принял душ и отправился гулять. Стокгольм расположен на 14 островах. Метро стоит 40 SEK (4€), я жил недалеко от центра, поэтому везде ходил пешком.
Исторический центр города – остров Gamla Stan. На нем находится королевский дворец и церковь Storkyrkan, остров состоит в основном из средневековых узких улочек. К северу от Gamla Stan – современный центр города с огромным количеством магазинов и шопинг-моллов. На восток от Gamla Stan – Djurgarden, на нем находится парк Skansen (Швеция в миниатюре) и Vasamuseet. На острове Skeppsholmen находятся Moderna museet и Arkitekturmeseet.

Во время осмотра Gamla Stan случайно попал на церемонию смены караула королевской стражи. Все туристы радостно наблюдали, солдаты с оголенными штыками всех отгоняли за нарисованные на земле линии, особо свирепствовали, как обычно, японские туристы.

Потом я нелегально пробрался в Moderna museet, мне очень понравились и экспозиция, и оформление внутреннего пространства музея. В музее есть работы Пикассо, Мондриана, Мюнка, Матисса, Модильяни, а также Энди Уорхолла и Сидни Поллока. Кроме того, в музее проходила временная выставка работ Сальвадора Дали. И сам остров Skeppsholmen очень красивый.

Стокгольм пахнет корицей. Этот город меня сильно впечатлил, мне в нем все понравилось, и я хотел бы вернуться туда еще раз.

Стокгольм – столица дизайна и это чувствуется во всем.

Обнаружил заведение Kungshallen с тремя этажами фаст-фудов на любой вкус – от шаурмы до сушиков. Находится на Kungsgatan 44, возле станции метро Hotorget. Минимальный обед – от 7,5€.

Окончательно превратившись в ледяного человека, я вернулся домой. У нас был запланирован итальянский ужин. Девочки приготовили пасту. Общались, Улов смотрел футбол, я писал домой гениальные письма.
Провел незабываемую ночь с тремя темпераментными женщинами. Не храпели – и на том спасибо.

6-й день. 15 октября, четверг
Проснулся в 8 утра, девочки тоже, позавтракали. Они ушли, на подушке осталось пара темных волос и мотивационная записка. Улов еще спал крепким сном свободного человека. Я тоже написал всем записки, забрал свой говностаф и ушел. Набрал в супермаркете еды на 75 SEK, моя карточка не сработала, кассирша попросила показать паспорт. Начиная с этого момента, не один раз я вспоминал свой банк теплыми хорошими словами. Кассирша что-то записала и таки выдала мне продукты. Больше эта карточка нигде не срабатывала и я остался с весьма скромной суммой налички в евро. Как потом оказалось, платеж по моей карте за эти продукты не смог бы пройти и никогда уже не пройдет, так что надо было брать устрицы, как и планировал вначале.
Зашел в офис Viking Line в центре города на Cityterminalen. Билет на паром Стокгольм – Турку я бронировал заранее на финской версии сайта Viking Line. Сказал номер бронирования, кассир пыталась сбить 5€ за покупку в кассе, но я ушел в глухой отказ – не знал, невозможно, 17,5€ и ни цента больше. Это цена студенческого билета, взрослый – 19,5€. Она сказала – ок. Пытался заплатить карточкой, не прошло, заплатил из евровой заначки, дали сдачу в евро. Как еще один грязный трюк могу посоветовать брать билеты не до Турку или Хельсинки, а до Mariehamn – это единственная остановка в пути на Аландских островах. Паром огромный, и никто на нем или на выходе билеты не проверяет. Проверяют билеты только при входе, так что можно брать до Mariehamn, это дешевле (около 8€), а потом ехать куда надо.
Зашел в National Museet, сдал рюкзак в камеру хранения. Там есть ящики с ключом под залог 1 SEK, если рюкзак не влазит в ящик или нет монет, говоришь охраннику, и он запирает рюкзак в кладовку, выдает номерок. В сам музей не ходил, отправился в Djurgarden, размышляя о своей неработающей карточке и смутных перспективах.

За вход в парк Skansen я платить не собирался, тем более в условиях внезапного финансового кризиса. Изучив карту местности, разработал план вторжения. Они неплохо укрепились – забор 2,5 метра, над ним колючая проволока, видеонаблюдение – но ничего не помогло. Вдоль забора идут народные тропы, я нашел в заборе место с примятой колючей проволокой, перелез примерно в самой северной точке парка, недалеко от медведей, но не прямо к ним в вольер. К потерям операции следует отнести утраченную при вторжении крышку от объектива. От Skansen я был просто в восторге, это парк шведской архитектуры и быта под открытым небом, есть зоопарк, фуникулер, жилые дома разных периодов, деревня суоми, средневековый квартал, в домах которого работают ремесленники на потеху туристам. Есть типография, булочная, аптека, домик с тканями, кафе и много всего другого. Везде есть люди, с ними можно пообщаться. Большая зеленая территория. В Скансене спокойно можно провести целый день, есть специальные зоны для пикников.

Хотел еще сходить в Vasamuseet (50/90 SEK студ./взрослый), но из-за проблем с карточкой отказался. Флагман шведского флота Vasa затонул в 1628 году через несколько минут после спуска на воду. 300 лет спустя его достали, отреставрировали и сделали из корабля самый популярный музей в Стокгольме. Наверное, там прикольно.

Забрал рюкзак из музея и пошел пешком на Viking Terminalen. Он обозначен на любой карте Стокгольма, расположен на острове Sodermalm. Viking Line пускает к своему терминалу дорогие автобусы от Cityterminalen, но это не спортивно. Чтоб найти Viking Terminalen, надо пересечь Gamla Stan с севера на юг (20 минут) и за мостом повернуть налево, пройти пешком еще 20 минут. В порту нужно быть за час до отправления парома. На Check In дают карточку-билет, проходишь по карточке через турникет и это единственный контроль билетов. Когда я проходил, охранника возле турникета не было. Потом ждешь в зале ожидания, за 30 минут до отправления начинается посадка. Паром огромный, 9 палуб, есть все – игровые автоматы, Duty free, рестораны, бары, буфет «шведский стол» (30€), детские комнаты, каюты, палубы для машин, открытые палубы. Для граждан без кают, таких как я, есть sleeping room на 7-м этаже. В ней стоят кресла как в автобусе, все спят на них или на полу в спальниках. Лучше забивать место сразу после прихода на паром.
Наблюдал скопление людей возле входа в буфет (шведский стол, 30€). Заглянул посмотреть, что тут происходит, и как-то незаметно и совершенно случайно оказался внутри. Я посмотрел на длинные прилавки с яствами и обомлел. Перед глазами промелькнуло холодное детство – очереди за сахаром, одиночество, ворованные беляши. Взял тарелку и начал действовать. Это были прекрасные минуты моей жизни. Но ничто хорошее не длится вечно. Романы с красивыми женщинами, молодость, победы сборной Украины по футболу – все это имеет свойство быстро обрываться. Меня рассекретили и корректно депортировали из столовой. Правда, к моменту обнаружения я уже ел исключительно на морально-волевых качествах.
Потом познакомился с немкой Синди, она учится в Art School в Турку по проекту Эразмус (обмен студентами между университетами). Была 3 дня в Стокгольме. Полночи болтали, потом спали на полу в sleeping room. Я хорошо выспался, проснулся уже когда люди покидали корабль.

7-й день. 16 октября, пятница

Turku

Паром Сткогольм-Турку отправлялся в 20:10, пришел в 7:35, в Финляндии время на час вперед по сравнению с Швецией (Гринчич + 2). Попрощался с Синди, пошел смотреть замок, он находится недалеко от морского порта. Также в Турку интересный собор - Turku Cathedral. Город небольшой, интересного не много.

Вышел на автостопную позицию за первой ж/д станцией в сторону Хельсинки. Оттуда до столицы было 166 км. Стопил 30 минут, никакой реакции. Пошел на ж/д станцию (300 метров от того места, где я стоял). Поезда ходят каждый час, в дороге почти 2 часа, студенческие цены 14,3-16€, но действительны только для тех, кто учится в финском вузе. Пришлось купить полный билет за 28,4€. Поезд просто поразил, аэрокосмический дизайн, два этажа, есть специальный детский вагон с площадкой, в бизнес-классе бесплатные газеты, кофе, чай на основе самообслуживания.

Helsinki

На вокзале меня встретил мой родственник Олег. У него дома я потратил много времени на переговоры с банком и выяснение ситуации. Оказалось, мою карточку пытались взломать в Испании, и банк ее заблокировал, мои деньги остались. Но мне сообщили, что снять их я смогу только через сутки. На самом деле снять деньги я смог только вечером предпоследнего дня в Риге, когда это было уже почти не актуально.
Потом мы отправились на автомобильную экскурсию смотреть город. Мне особенно понравились финские жилые районы, не в центре. Один из них – богатый район West End. Красивая природа, море.
Олег работает в Хельсинки с 1991 года. Рассказал, что финны живут очень хорошо. Черта бедности – 1150€ в месяц, средняя зарплата – 5000€, хорошая – 25000-30000€. Столько получает в министерстве чиновник среднего звена. Финны живут в кредит, берут квартиры, машины, лодки, выплачивают все примерно к 50-ти годам. Как только получают пенсию – сразу едут путешествовать. Пенсии хорошие, также у всех к пенсии есть сбережения. Молодое поколение не пьет, иногда немного пива, активно занимается спортом. Алкоголь в Финляндии очень дорогой и достать его непросто. Страна богатая, большой товарооборот. Компания Nokia удерживает 30% мирового рынка мобильных телефонов. Также финны зарабатывают на лесе и транзите товаров в Россию из Азии. Оказывается, везти товары морем через Финляндию дешевле, чем поездом по Транссибирской магистрали. Финны не любят русских, но уважают Ленина за то, что дал им независимость. У памятника Ленину в Тампере каждый день свежие цветы. Как люди финны замкнутые и холодные. Каждые выходные стараются свалить за город, большие любители сауны. Финны любят кататься на кораблях в Стокгольм или Таллинн. На этих паромах есть Duty free с дешевым алкоголем, всю ночь напиваются, танцуют, многие потом даже не выходят в город, на следующую ночь едут домой и все сначала.
Вода из крана очень качественная и вкусная. Цены ниже, чем в Норвегии, но выше шведских.
Финская природа очень похожа на Карелию, что не удивительно. Центр Хельсинки можно обойти пешком за 20 минут. Есть православный храм, батюшка читает на финском языке. Есть русские радиостанции и газеты.

8-й день. 17 октября, суббота

Утром Олег отвез меня в терминал на паром www.eckeroline.fi, 19€. Это был самый дешевый вариант добраться до Таллинна, этот паром ходит только по утрам. 9:00-12:00,
Раньше в Хельсинки были популярны недорогие вертолетные перевозки Хельсинки-Таллинн за 15 минут, но после того, как один из вертолетов упал в море и все погибли, количество желающих резко уменьшилось и полеты прекратились.
На пароме есть Duty free. Была суббота, много людей ехало в Таллинн отдохнуть.

Tallinn

Панораму можно открыть в большом размере.

В Таллинне начался затяжной дождь, который закончился для меня только когда я покинул Эстонию. Из порта до центра – 10 минут пешком. Нашел городской музей (Linnamuseum), спросил работника, можно ли оставить рюкзак. Поменял 5€, на эти деньги кутил в Таллинне два дня. 1€=15 эстонских крон (EEK).
Средневековый центр Таллинна очень классный, но маленький, за 4 часа обошел весь. Дождь просто доканывал и традиционно было холодно.
Один из немногих супермаркетов в центре – возле Opera и Estonia Cpncert Hall (одно здание) в сентябре открыли торговый центр Solaris, в подвале - супермаркет. Встретился с Микком, он жил у меня в Киеве по couchsurfing.org. Микк учится на повара, скоро поедет в Норвегию на двухмесячную стажировку. Поехали на автобусе к нему домой.
Автобусные маршруты Таллинна и расписание - http://soiduplaan.tallinn.ee/?a=p.routes&transport_id=bus&t=xhtml&l=en
Городской транспорт стоит 9 эстонских крон, студенческий – 6, билеты надо покупать в киосках и компостировать в салоне. Штраф 600 EEK.
Микк живет в частном секторе, у него свой дом, выделил мне одну комнату. По-русски не говорит. Большинство в Таллинне понимает русский, кто не понимает – знают английский.
Мой хост гулять под проливным дождем почему-то не захотел, я сжал зубы и поехал наслаждаться городом. Обошел Vana Tallinn (старый Таллинн) по второму разу и вернулся домой.

9-й день. 18 октября, воскресенье
Вышел на автобус четко по расписанию, но опоздал на минуту – автобус умчался в туманное утро. В Таллинне в каждом автобусе есть странный мужчина в салатовом жилете. Это не кондуктор, он должен помогать инвалидам и женщинам с колясками заходить в салон. Так как такие пассажиры бывают редко, трудяга сидит без работы и весь день меланхолично медитирует в окно.
Я осмотрел районы вокруг старого центра – ничего особо интересного. В Таллине есть еще парк Кадриорг, но я туда не поехал.
Это был день местных выборов, общественный транспорт ходил бесплатно, все для народа. Поехал на Central Bus Station (Avtobusjaame). Из центра туда ходят 2-й и 4-й трамваи, ехать 10 минут.
У меня был автобус Таллинн-Рига www.ecolines.net, 14:00-18:10, 13/14€ студ./взрослый. Ходят 3 раза в день (6:30, 14:00 и 19:00), немного дешевле, чем Eurolines.com. Жизнерадостный водитель все время вещал, разговаривал как Ельцин, громко смеялся собственным шуткам. Заряжал оригинальные сентенции про «довели страну до ручки» и «хочешь жить - умей вертеться».

Другие мои фотографии из Таллинна - http://road-movies.livejournal.com/6449.html

Riga

Прибыл в Ригу, развернул кипучую деятельность. Прямо на автовокзале есть центр туристической информации, там раздобыл отличные карты Риги. Недалеко от автовокзала поменял деньги. Курс меня удивил. Оказывается, 1 евро – это 0,7 латов. Так что в Латвии стабильная крепкая валюта. Поехал на троллейбусе к своему хосту Алексу. Билеты в городском транспорте продает водитель, компостировать их не надо. Стоимость – 60 латышских центов. Бросил вещи у Алекса дома, поужинал и отправился смотреть город.
Главные достопримечательности – старая Рига, квартал арт-нуво. Старый центр можно обойти за 3-5 часов. Еще можно подняться в ресторан, расположенный на верхнем этаже самого высокого рижского здания, расположенного недалеко от монумента Свободы. Коктейль стоит от 8 евро, виден весь город. Я не ходил, это рекомендации Алекса.

10-й день. 19 октября, понедельник

Посмотрел квартал арт-нуво, еще немного центр и поехал в аэропорт. Что приятно – в аэропорт едет городской автобус - №22 (Abrenes iela - Lidosta, Lidosta – это аэропорт), стоит 0,6 лата, платить водителю, длительность поездки 29 минут, расписание автобусов - http://saraksti.rigassatiksme.lv/?a=p.routes&transport_id=bus&t=xhtml&l=en
Кроме того, на этом сайте есть вся система общественного транспорта Риги.

Я садился в автобус на остановке возле центрального рынка. В автобусе общался с бельгийской девушкой, которая учится в Тарту, Эстония. Она ехала в аэропорт встречать своего бойфренда, почему-то без цветов.
У меня был самолет Рига-Киев 13:15-14:50, 82,34€. Я покупал билет на сайте Aerosvit.ua, на самом деле рейс выполнял самолет AirBaltic.com.
Прилетел домой и из аэропорта сразу поехал на работу. В Киеве было очень тепло.

Расходы

2 авиаперелета - 98,84€
Автобусы, паромы, поезда – 147,9€
Всего за весь транспорт - 246,74€
Ежедневные расходы (еда, вход в музеи, общественный транспорт) – тут кто как тратит, если экономить – может ыйти очень небольшая сумма. Я потратил мало, в том числе и из-за проблем с карточкой.
Жилье – бесплатно. Спасибо всем тем, кто помогал мне идти к успеху!

Выводы
Маршрут и регион в целом очень интересный. Люди воспитанные, доброжелательные, но сдержанные, сильно проявлять эмоции не принято. Если нужна помощь – любой откликнется.
Везде общался с людьми на английском, ни разу не было, чтобы его не понимали. В Эстонии и Латвии многие понимают русский.
Криминальная обстановка везде очень спокойная. В Копенгагене есть негритянские кварталы, но туристы туда редко забредают.
Больше всего мне понравился Стокгольм, потом Копенгаген, Таллинн, Рига. Маленькие датские городки (Helsingor и Hillerod) очень рекомендую к посещению, шведские (Helsinborg и Malmo) – необязательно.
Этот маршрут спокойно можно растянуть на 14-18 дней. Можно добавить по дню в Таллинне, Риге, Копенгагене, Стокгольме, еще можно добавить 3-4 дня в Норвегии на поездку Norway in Nutshell (Берген-фьорды- Флам-Осло). В качестве однодневных поездок можно добавить Roskilde и Humlebak из Копенгагена и Уппсала из Стокгольма.

дельный отчет :)

Классно! много полезного!

2. love it lost red shoestiffany jewelry will have the opportunity of? if so, let me quietly lost only!
3, LAU, born a jade tiffany & coexquisite; shimmering, but there is an astonishing!

эталон тур отчета..красавэц!!

интересно! Спасибо

отчет понравился. молодца. От себя добавлю, что если бы ты в Турку предъявил билет на паром Викнглайна, то тебе обязаны были продать билет на поезд до Хельсинки с 50% скидкой. Я писал у себя в ЖЖ

Оличный трюк.
Пусть те, кто пойдут за нами, вгонят в долги финскую железную дорогу и отомстят за меня.

Спасибо большое за Ваш отчет!

Очень интересно.

отличный отчет о классной поездке, прочитал с удовольствием, пасиба.

p.s. "Алкоголь в Финляндии очень дорогой и достать его непросто."
ну фиг знает, сколько слышал об это ото всех, однако 3 года подряд мы ездим на покатушки в LEvi и ни разу у нас пробелм не было. В первый год запуганые набрали с собой виски и рома и в итоге 2 бутылки привезли обратно, в супермаркетах Levi и в Ivalo полно алкоголя на любой вкус, особенно понравились морошковые ликёры. Цены такие же как в москве/киеве, ну может чуть ниже, зависит от курса евро. Пиво дешевле. Особенно порадовало ирландское пиво Килкенни, у нас его нормального не купить, если только в барах в разлив.

Я лично ситуацию с алкоголем в Финляндии не проверял, это со слов местных жителей. В Норвегии и Швеции он точно довольно дорогой.

В следующий раз заезжайте ещё в шведский Goteborg - много лучше Стокгольма.

хорошие фотки!
а ваш хост Улов - отличный парень, музыкант, много путешествует и знает несколько иностранных языков. Сказали бы ему спасибо лучше за гостеприимство.

А почему вы решили, что я не сказал ему спасибо? У нас с ним отличные отношения.

А расскажите как кутить на 5 евро в Таллинне 2 дня)

Скупиться в супермаркете 2 раза по 2,5€. Йогурт, хлеб, яблоки и прочие деликатесы.

ріспект і уважуха!

Прочитала. Спасибо, очень интересно.

Читала некоторое время назад ваш увлекательный отчет об Индии, а теперь вот, собирая информацию для поездки в Скандинавию, наткнулась на отчет о ваших скандинавских приключениях. Это просто чудо какое-то ваши отчеты! И ваше умение путешествовать! Спасибо)